www.FORUM.MBQ.ru
Объединенная веб-конференция по вопросам управления на основе качества
Внутренняя мотивация д-ра Деминга

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Управление на основе качества (MBQ)
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мария



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 3
Откуда: Ижевск

СообщениеДобавлено: Чт Май 29, 2008 1:27 pm    Заголовок сообщения: Внутренняя мотивация д-ра Деминга Ответить с цитатой

Добрый день, коллеги!

Есть такое стратегическое намерение в отношениях с персоналом - ориентация на внутреннюю мотивацию.

В чем у меня сложность: сформулировать операциональное определение "внутренней мотивации".
Что Деминг вкладывал в это понятие?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Рубаник Ю.Т.
Председатель форума


Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 260
Откуда: Центр Новых Технологий Управления

СообщениеДобавлено: Чт Май 29, 2008 3:08 pm    Заголовок сообщения: Re: Внутренняя мотивация д-ра Деминга Ответить с цитатой

Мария писал(а):
Добрый день, коллеги!
Есть такое стратегическое намерение в отношениях с персоналом - ориентация на внутреннюю мотивацию.
В чем у меня сложность: сформулировать операциональное определение "внутренней мотивации".
Что Деминг вкладывал в это понятие?

Мария, операциональные определения формулируют тогда, когда собираются что то измерять, когда отсутствие таковых может привести к непониманию, возникновению каких то рисков, потерь. А до тех пор, пользуются просто определениями. Большинство гуманитарных наук пользуются понятиями, не имеющими операциональных определений, и ничего, находят общий язык, развиваются.
Вы что же, собираетесь измерять "уровень внутренней мотивированности"? Если да, то тогда вопрос, зачем, с какой целью, для чего вам нужен такого рода измеритель.
Или же ваша цель - разобраться со смыслом этого понятия?

_________________
Если кто не знает, и не знает, что он не знает - спит, разбуди его!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Мария



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 3
Откуда: Ижевск

СообщениеДобавлено: Чт Май 29, 2008 4:08 pm    Заголовок сообщения: Re: Внутренняя мотивация д-ра Деминга Ответить с цитатой

У меня как раз две цели:
1. Разобраться в смысловом понятии. Похоже, по Демингу, внутренняя мотивация - это получение удовольствия от работы.

2. А вот вторая цель связана с измерениями. Компания предпринимает разные шаги по укреплению внутренней мотивации. Как понять/измерить, насколько удачно мы делаем эти шаги, укрепляют ли они внутреннюю мотивацию?

И что-то мне подсказывает, что может посмотреть, не увлекается ли компания внешней мотивацией? т.е. есть ли баланс между внутренней и внешней? А потом смотреть за изменением этого баланса, если есть дисбаланс?
Или смотреть отдельно удовлетворённость по внешним стимулам (ЗП, статус и пр.)
И отдельно удовлетворённость по внутренним стимулам (интерес, радость, доверие)

Вобщем, если есть стратегическая цель - ориентироваться на внутреннюю мотивацию. ТО как понять насколько хорошо мы на нее ориентируемся?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Георгий



Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 264
Откуда: Бостон

СообщениеДобавлено: Чт Май 29, 2008 9:05 pm    Заголовок сообщения: Re: Внутренняя мотивация д-ра Деминга Ответить с цитатой

Мария писал(а):
У меня как раз две цели:
1. Разобраться в смысловом понятии. Похоже, по Демингу, внутренняя мотивация - это получение удовольствия от работы.

2. А вот вторая цель связана с измерениями. Компания предпринимает разные шаги по укреплению внутренней мотивации. Как понять/измерить, насколько удачно мы делаем эти шаги, укрепляют ли они внутреннюю мотивацию?

И что-то мне подсказывает, ...


И что-то мне подсказывает Smile , что, даже оставаясь на гуманитарном уровне определения, неплохо бы более глубоко разобраться с тем, НА ЧТО МОТИВАЦИЯ. Ведь мотивировать можно на: высокое качество работы (проверяемо), желание продолжать работать в организации (проверяемо по текучести), желание способствовать переменам (проверяемо), желание соблюдать производственную дисциплину (проверяемо) и т.д.
Пишу "проверяемо", так как об уровне мотивации можно судить по проверяемым результатам. Если нельзя - и говорить нечего.
Кроме того, полагаю, что мотивация может быть многоуровневая. Хорошо бы составить карту отношений уровней и целей (не в смысле зачем, а в смысле НА ЧТО) мотивации. Это даст возможность более осмысленных действий, иначе достигнуть понимания и, в особенности, взаимопонимания довольно трудно.

Нужно представлять, как достижение целей мотивации способствует цели организации (ДТР, ДБР). При этом, могут появиться промежуточные цели, по которым можно построить карту мотивации. (см. дальше).

И ещё хорошо бы, пользуясь, например, логическими инструментами ТОС разобраться с прчинно - следственными связями, построить карту изменений, показывающую что в действиях работников менять, на что, как это сделать Smile Smile Smile. Иначе всё сводится к спору про активный элемент, который периодически возникает на цфине и приводит к вышибанию искр при столкновении "кибернетиков" и "психологов".

Не являюсь специалистом в данном вопросе, хотя мотивировать приходилось Smile , просто некоторые соображения навеяны ТОС.


Последний раз редактировалось: Георгий (Пт Май 30, 2008 8:53 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рубаник Ю.Т.
Председатель форума


Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 260
Откуда: Центр Новых Технологий Управления

СообщениеДобавлено: Пт Май 30, 2008 7:35 am    Заголовок сообщения: Re: Внутренняя мотивация д-ра Деминга Ответить с цитатой

Мария писал(а):
У меня как раз две цели:
1. Разобраться в смысловом понятии. Похоже, по Демингу, внутренняя мотивация - это получение удовольствия от работы.

Хотя в социальных системах причинно следственные связи носят циклической характер, думаю, что с точки зрения управления, правильнее разделять все же удовольствие от работы, и мотивацию.
Так же как корректнее было бы в определении темы говорить не "о внутренней мотивации д-ра Деминга", а "о внутренней мотивации по Демингу" Laughing

В связи с понятием внутренней мотивации психологи используют термин «первичного драйва» - стимул приходит изнутри, он присущ природе человека. Но этот термин более широкий: он применяется как к базовым физиологическим потребностям (голод, жажда, секс), так и более сложным, социально обусловленным потребностям (принадлежность, достижение, творчество - самоактуализация). В том, контексте, в котором Деминг и другие авторы говорят о внутренней мотивации, речь идет о стимулах к производительному труду, социально полезной деятельности, возникающих за счет первичного драйва, связанного, прежде всего, с высшими, социальными потребностями.
Именно в этом, организационном контексте, внутренняя мотивация противопоставляется «внешней». «Внешняя» здесь в кавычках, так как стимул может быть и внутренний, но он выработался в результате научения во внешней среде, когда внешний стимул, многократно связывался с внутренним драйвом. Например, мотивация деньгами есть результат наработанной в социуме ассоциации денег с такими первичными драйверами как голод и жажда. Организационная практика «мотивирования», как правило, использует уже сформированные социумом ассоциации внешнего стимула с первичными драйверами. В такого рода практике присутствует сильный элемент манипулирования: «я тебе дам это (премию), а ты мне взамен дашь более качественный труд». Здесь много проблем. Одна из проблем, в связи с использованием таких внешних стимулов в том, что они подавляют внутренний интерес к тем видам деятельности, с которыми ассоциативно связали внешний стимул. Например, дети, которых мотивировали вознаграждением (пицца) за количество прочитанных страниц, теряли интерес к чтению, после того, как внешний стимул убирался. Большая часть детей, которых мотивируют оценками за усвоение определенных типов знаний, теряют естественный интерес к этому типу знаний, если деятельность более не поощряется оценками. У них теперь есть внутренний, но выученный стимул, ориентирующий их на этот тип деятельности – получать оценки, получать похвалу. И т.д.
Цитата:
. А вот вторая цель связана с измерениями. Компания предпринимает разные шаги по укреплению внутренней мотивации. Как понять/измерить, насколько удачно мы делаем эти шаги, укрепляют ли они внутреннюю мотивацию?

Цитата:
Вобщем, если есть стратегическая цель - ориентироваться на внутреннюю мотивацию. ТО как понять насколько хорошо мы на нее ориентируемся?

По второй части вашего вопроса, на мой взгляд, достаточно точно ответил Георгий.
Поэтому добавлю лишь несколько мыслей. Во первых, не думаю, что стратегическая цель компании – «ориентироваться на внутреннюю мотивацию». Для компаний, стремление опереться на внутреннюю мотивацию – это есть средство достижения неких стратегических целей, например, достичь конкурентного преимущества за счет более высокой скорости процесса совершенствования, инновации. Построение диаграммы «цели –средства», о которых говорит Георгий, очень хороший способ прояснить, конкретизировать цели, которую вы ставите перед собой, когда говорите о внутренней мотивации.
Операциональные определения, показатели, всегда уже исходного понятия. Построение операциональных определений не случайно всегда начинается с прояснения целей, в связи с которыми будет использоваться введенный показатель. Цель всегда формируется в определенном контексте, в связи некоторой специфической ситуацией. Разный контекст, разные цели – разные показатели.
Внутренняя мотивация – слишком широкое понятие, с огромным объемом деталей, нюансов. Измерять просто «внутреннюю мотивацию» в конкретном организационном контексте, наверное, не имеет большого смысла. Гораздо эффективнее измерять степень приближения , например к тому типу поведения, который вам нужен, в связи со стратегическими целями предприятия. Например, важна внутренняя мотивация на творчество, для достижения стратегической цели повышения эффективности, то и измеряйте творческую активность, направленную на повышение эффективности (скажем число рационализаторских предложений на одного работника).

Цитата:
И что-то мне подсказывает, что может посмотреть, не увлекается ли компания внешней мотивацией? т.е. есть ли баланс между внутренней и внешней? А потом смотреть за изменением этого баланса, если есть дисбаланс?
Или смотреть отдельно удовлетворённость по внешним стимулам (ЗП, статус и пр.)
И отдельно удовлетворённость по внутренним стимулам (интерес, радость, доверие)

Следование принципу "показатель под цель". очень важно, для того, чтобы деятельность различных функциональных служб была бы по настоящему скоординирована. А то руководители, будут ждать определенных результатов, а департамент HR в это время поставит себе KPI "баланс между внутренней и внешней мотивацией", привлечет для оценки этого баланса кучу психологических тестов, и будет добиваться целевого показателя 80%. Smile

_________________
Если кто не знает, и не знает, что он не знает - спит, разбуди его!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Мария



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 3
Откуда: Ижевск

СообщениеДобавлено: Пт Май 30, 2008 8:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КоллегиExclamationExclamation! (если, конечно, позволите приблизиться к вам в этом смысле)
Я пока мало что поняла, и при этом ОГРОМНОЕ СПАСИБОExclamation!!
Я наверное целый день буду осмысливать то, что вы мне написали. Вычленять первоочередные вопросы, на которые мне надо найти ответы.
Благо у меня есть внутренняя мотивация разобраться во всем этом - мне очень интересноExclamationExclamation

Не теряйте меня, если есть ещё комментарии - пишите, буду рада Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей



Зарегистрирован: 29.04.2007
Сообщения: 407
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Май 30, 2008 8:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мария писал(а):
Не теряйте меня, если есть ещё комментарии - пишите, буду рада ... .

Мария, - если ещё не читали, - то очень рекомендую книгу Р.Иммельмана BOSS (М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008). Книга написана в стиле производственного романа. Кстати, Иммельман - известный консультант по ТОС.

_________________
Всё, что ни происходит - к лучшему!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Управление на основе качества (MBQ) Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen